Катастрофа самолета В«Боинг‑747В» в Найроби


20 ноября 1974 года при переходе в набор высоты рухнул на землю В«Боинг‑747В» авиакомпании В«ЛюфтганзаВ». Погибли 59 человек.


19 ноября 1974 года В«Боинг‑747В» (бортовой номер 19747/29) авиакомпании В«ЛюфтганзаВ» выполнял грузопассажирский рейс 540/19 по маршруту Франкфурт (Германия) — Йоханнесбург (Южная Африка).
В международном аэропорту Найроби (Кения), расположенном на высоте 1700 м, В«ГессенВ» (так немцы назвали этот В«БоингВ») совершил промежуточную посадку. Пока самолет заправляли авиакеросином и загружали в багажные отделения контейнеры, в пилотскую кабину поднялся сменный экипаж. Настроение у летчиков превосходное: позади три дня отдыха в отеле, метеосводка обнадеживает, на рейс приобрели билеты всего 140 пассажиров, что позволяет прихватить с собой дополнительно очень выгодный груз почты.
Командовал воздушным судном 53‑летний капитан Кристиан Крак, один из опытнейших пилотов В«ЛюфтганзыВ». За долгие годы своей карьеры он провел за штурвалом самолета более 10 тысяч часов, из них 1619 — на В«Боинге‑747В».
Взлетный вес лайнера 255 т, что гораздо меньше максимально допустимого, поэтому в целях экономии ресурса двигателей экипаж решил не использовать на взлете всю их мощность.
В 07.42 поступила команда на запуск, и под крыльями В«БоингаВ» засвистели четыре турбины фирмы В«Пратт энд УиттниВ».
Диспетчер предложил летчикам выбрать одну из ВПП вЂ” 24 или 06. Капитан Крэк предпочел полосу 24. С вышки разрешили В«БоингуВ» следовать к исполнительному старту.
Экипаж приступил к предполетной подготовке. Второй пилот Иоахим Хаке читал карту, а капитан Крак и бортинженер Руди Ган проверяли положение многочисленных тумблеров, переключателей, рычажков и вслух докладывали о своих действиях. Все переговоры фиксировались на бортовой магнитофон.
Для обеспечения приемлемых взлетно‑посадочных характеристик В«Боинг‑747В» оснащен мощной механизацией крыла, в которую входят в том числе закрылки и предкрылки. Сразу после выхода двигателей на режим малого наземного газа бортинженер должен открыть перепускные клапаны пневмосистемы, чтобы сжатый воздух мог выдвинуть предкрылки одновременно с выпуском закрылков во взлетное положение. Магнитофон, установленный в кабине В«ГессенаВ», зафиксировал разговор между вторым пилотом Хаке и бортинженером Ганом. В«Перепускные клапаныВ», вЂ” зачитал пункт карты Хаке. В«ОткрытыВ», вЂ” ответил Ган.
В 07.50 В«БоингВ» занял место на исполнительном старте ВПП аэропорта Найроби. Пока самолет рулил по земле, закрылки оказались выпущены на угол 10 градусов. Синхронно должны были выпуститься и предкрылки.
Метеообстановка в зоне аэропорта была благоприятная. Капитан Крак выслушал инструкции В«верхнегоВ» диспетчера, отвечающего за взлет и посадку, получив разрешение после взлета занять эшелон 350 (10500 м).
В«ГессенВ» начал разбег по бетонке. На скорости 230 км/ч Хаке потянул штурвал на себя, и через несколько секунд самолет оторвался от земли.
Первым заволновался один из пассажиров В«БоингаВ», американец Том Скотт. Профессиональный пилот, он невольно отметил, что последний удар шасси о бетонку очень сильный.
Используемая тяга двигателей оказалась недостаточной, чтобы поднять машину на заданную высоту. Приподнявшись метров на тридцать, В«ГессенВ» летел над землей. Пилоты сначала решили, что отказал двигатель. Бортинженер доложил, что все четыре турбины работают нормально.
В это время Том Скотт со своего места видел, как огромные плоскости машины вибрируют в срывном флаттере. Эта вибрация передалась на корпус, и весь самолет затрясся в предсмертной агонии.
Хаке принял единственно верное в этой ситуации решение — со всех сил бросил штурвал вперед, пытаясь не допустить падения скорости до 225 км/ч — скорости сваливания В«БоингаВ» при взлете.
Крак перевел рычаг уборки‑выпуска шасси в положение В«УбраноВ», и под фюзеляжем В«БоингаВ» раскрылись створки ниш, вЂ” в них начали втягиваться огромные колеса. Уборка шасси значительно уменьшает лобовое сопротивление самолета и дает ему возможность набрать необходимую скорость. Однако выход больших по размеру створок ниш основных стоек шасси нарушил и без того не идеальную аэродинамику машины. Скорость вновь упала, и в кабине заработал автомат предупредительной тряски штурвала. Теперь В«БоингВ» в любую секунду мог свалиться в штопор.
За взлетом В«ГессенаВ» внимательно наблюдал дежурный офицер пожарной охраны аэропорта Найроби. Увидев, что машина попала в срывной режим и не в состоянии перелететь через автомобильный мост, находившийся прямо по курсу, он подал сигнал тревоги.
В следующее мгновение шасси В«БоингаВ», которое все еще находилось в полуубранном положении, врезалось в парапет моста. Страшной силы удар оторвал колеса вместе со стойками и подбросил самолет вверх на несколько метров. Левое крыло В«ГессенаВ» зацепилось за асфальт. Оба двигателя оторвались от крыла вместе с пилонами. Вспыхнул вылившийся из разрушенных топливопроводов керосин.
Лайнер по инерции перелетел через мост и плашмя рухнул на землю в 1120 м от ВПП в„– 24 аэропорта Найроби. Фюзеляж развалился пополам. Проделав глубокую канаву в каменистой почве, носовая часть замерла в 114 м от моста; из разломанного левого крыла вырывалось пламя.
Удар о землю не был слишком сильным, и большинство пассажиров находились в полном сознании. Те, кому посчастливилось спастись, впоследствии вспоминали, что в первые секунды после катастрофы в салоне царила мертвая тишина. Люди, находившиеся в состоянии шока, не могли ни двигаться, ни звать на помощь. Раненые даже не ощущали боли, настолько парализовал ужас пережитого.
Наконец пришедшие в себя стюарды и стюардессы начали спасать пассажиров. Стюард Карл Кан добрался до левого основного выхода и уже готовился открыть дверь и выбросить надувной трап, как заметил, что фюзеляж В«БоингаВ» охвачен пламенем. В это время его коллега Эвелин Райм безуспешно пытался с помощью одного из добровольных помощников открыть выход правого борта. Под дружным напором дверь поддалась, и уже через несколько секунд пассажиры один за другим стали скатываться вниз по аварийному трапу. Оказавшись на земле, они бросались прочь от горящего самолета. Некоторым удалось выбраться через аварийный выход, расположенный над правым крылом В«БоингаВ».
С завидной оперативностью к месту катастрофы прибыли пожарные машины из аэропорта Найроби. Дежурный офицер, оценив масштабы катастрофы, вызвал подкрепление из города.
Практически одновременно с пожарными на месте аварии В«БоингаВ» появились и мародеры. Не обращая внимания на стоны окровавленных людей и мольбы раненых о помощи, забирали драгоценности, деньги; только с появлением полицейских негодяи ретировались.
Удивительно, но экипаж самолета не получил ни единой царапины. Капитан Крак и бортинженер Ган выбрались из кабины в курительный салон. К сожалению, лестница на нижнюю палубу В«БоингаВ» была разрушена и пилотам пришлось прыгать вниз с двухметровой высоты. Ган получил травму плеча. Два пассажира подняли его под руки и помогли спуститься по надувному трапу.
Капитан Крак спустился в салон первого класса и покинул самолет по аварийному трапу. Он тут же бросился спасать людей из салона экономического класса.
Второй пилот Хаке воспользовался аварийным люком пилотской кабины, спустившись на землю по канату. Через несколько минут вместе с командиром он вытащил из‑под обломков потерявшую сознание женщину. И тут мощный взрыв потряс обломки лайнера. Беспомощные люди, не успевшие выбраться из обломков В«ГессенаВ», сгорели заживо. В результате катастрофы погибли 59 человек.
Спасатели и добровольцы вскоре опять принялись извлекать из останков В«БоингаВ» тела погибших.
Следователи быстро установили причину трагедии: экипаж В«БоингаВ» начал взлет с убранными предкрылками. Бортинженер Ган по так и не установленной причине забыл открыть перепускные клапаны пневмосистемы. Закрылки выпущены во взлетное положение — предкрылки оставались на месте. Трагических последствий не наступило бы, если бы самолет имел систему, предупреждавшую, что положение предкрылков не соответствует конкретному режиму полета. Получи летчики сигнал, что скорость самолета слишком мала, хотя бы на несколько секунд раньше, вЂ” вывели бы двигатели на максимальный режим и перелетели через мост.
В ходе следствия выяснилось, что В«ГессенВ» не первый В«Боинг‑747В», который взлетал с убранными предкрылками. Подобные инциденты случались и раньше, но по счастливой случайности ни один не окончился трагически.
После катастрофы операторам В«Боингов‑747В» рекомендовали проводить визуальный контроль положения предкрылков до начала руления. В декабре ФАА выпустила директиву, обязавшую фирму В«БоингВ» в течение пяти месяцев установить на все В«семьсот сорок седьмыеВ» систему предупреждения пилотов о положении предкрылков на взлете и посадке. Соответствующие изменения рекомендовалось внести и в конструкцию В«трясунаВ» штурвала.
Несмотря на то что суд оправдал капитана Крака и второго пилота Хаке, руководство В«ЛюфтганзыВ» наказало их по‑своему. Кристиана Крака вскоре В«забраковалаВ» медицинская комиссия, а затем его вовсе уволили из авиакомпании. Иоахима Хаке понизили в должности и перевели на менее престижные рейсы.
-----------------------------7d836f1db05ac
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream





















Реклама: