М-60

Самолет М-60

АО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева" (г. Жуковский, Московская обл.) создает по программе министерства обороны России новый высотный самолет дальнего действия под условным названием М-60. Об этом сообщил первый заместитель генконструктора завода Валерий Шиpинянц.

МОДИФИКАЦИИ. М-60 является обширной темой, включающей в себя несколько вариантов самолета: "Перун" - пассажирский вариант, "Коловрат" - грузовой, существуют патрульный, десантный и другие варианты.

ЧИСЛО МЕСТ. В двухдвигательном пассажирском варианте число пассажирских мест, примерно как на Ту-204-100 - до 214. Применение несущего крыла должно позволить установить 12 кресел в ряд (Ил-96 - 9 кресел в ряду).

ДВИГАТЕЛИ. При проектировании самолета ставка делается на применение отечественных двигателей типа ПС-90А12-Б или ПС-90А116 мод. Известно, что при такой же коммерческой нагрузке, как у Ту-204, М-60С должен иметь в 2-3 раза меньший расход топлива.

МАССЫ И НАГРУЗКИ самолета М-60 "Перун"
Взлетная масса 67500 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ самолета М-60 "Перун":
Крейсерская скорость полета 830 км/ч;
Дальность полета 6500 км;
Потребная длина ВПП 1000 м.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Основным отличием М-60 является применение несущего фюзеляжа. При проектировании самолета конструкторами применено около 12 крупных идей-изобретений и соответствующих им научно-технических решений.
За счет интеграции фюзеляжа, крыла и силовой установки аэродинамические и прочностные характеристики самолетов М-60 позволяют, по сравнению с эксплуатируемыми самолетами, при равенстве полезной нагрузки и дальности полета: уменьшить расход топлива в 2 раза; уменьшить в 2 раза взлетную массу; уменьшить в 1,6 раза себестоимость в серийном производстве.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. По состоянию на октябрь 1999 года, по данным генерального конструктора АО "Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева" Валерия Новикова, предприятие направило все необходимые документы и материалы на включение темы высотного самолета М-60 в разрабатываемую программы развития гражданской авиационной техники России на период до 2015 года. По мнению Валерия Новикова, программа М-60 даже в "гражданском" варианте не может быть выполнена без существенного участия в ней государства.
Программа создания М-60 включает в себя несколько вариантов самолета. По теме М-60 выполнен большой предъэскизный объем работ.
По данным специалистов, ЭМЗ с самолетом М-60 ("Коловрат") принимает участие в тендере Минобороны на разработку нового самолета стратегической авиации. Кроме завода им. Мясищева в тендере участвуют конструкторские бюро им. Туполева и им. Сухого.
Проектирование самолета финансируется в небольших объемах из собственных средств разработчика. Известно, что до августа 1996 года, а скорее всего и до настоящего времени, не удалось привлечь финансовые ресурсы из каких-либо коммерческих структур. Средства из государственного бюджета также не поступали, несмотря на то, что в 1996 году главным заказчиком выступал Миноборонпром. По оценкам на ноябрь 1998 года, в случае начала финансирования программы с 1999 года работы могли бы быть завершены в 2003 году.

СТОИМОСТЬ. По некоторым данным, на НИОКР (а по другим данным, на изготовление опытной серии самолетов М-60) требуются инвестиции в размере 600 млн долл. при условии выделения льготных кредитов с окупаемостью расходов по программе примерно в течение 3-4 лет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Спрос (по некоторым данным только в России) на самолеты типа М-60 до 2015 года оценивается примерно в 400 экземпляров.
М-60 создается как для военного, так и для гражданского использования.
АО "ЭМЗ им. Мясищева" не рекламирует проект М-60, информация ограничена. Известно только, что были проведены многочисленные продувки моделей в ГосНИЦ ЦАГИ.
По некоторым неофициальным данным проект самолета М-60 "Коловрат" принимает участие в конкурсе на лучший проект нового самолета стратегической авиации.
Проект М-60С нашел отклик и за рубежом - южно-корейская фирма Samsung предложили "экспортировать" в Южную Корею конструкторский коллектив по во главе с г-ном Гурьяновым и организовать в Южной Корее создание самолета под южно-корейским "флагом". Имеются и "более взвешенные" предложения некоторых развивающихся стран, готовых участвовать в создании самолета на долевом уровне, но с предоставлением правительственных гарантий с российской стороны.

РАЗРАБОТЧИК. ЭМЗ им. Мясищева
Источник: aviaport.ru



















Реклама: