Самолет В«Боинг‑747В» упал на пригород Амстердама


4 октября 1992 года около Амстердама (Нидерланды) рухнул на жилой квартал транспортный самолет В«Боинг‑747В» израильской компании В«Эль АлВ». По некоторым данным погибли более 100 человек, однако в официальном сообщении говорилось о 49 погибших.


4 октября 1992 года транспортный самолет В«Боинг‑747‑258FВ» (ElAl) (борт 4X‑AXG) израильской авиакомпании В«Эль АлВ», выполнявший рейс 1862 из Моррисвилля (США) в Тель‑Авив, совершил промежуточную посадку в Амстердаме. На борту находились три члена экипажа и пассажирка, жена сотрудника авиакомпании.
В 17.20 по UTC В«БоингВ», перевозивший 114 т коммерческих грузов, оторвался от взлетной полосы 01L аэропорта Схипхолл Амстердама.
В 17.27.30, когда самолет находился на высоте 1950 м, произошло невероятное: двигатель в„– 3 вместе с пилоном отвалился от правого крыла В«БоингаВ», разрушив часть его передней кромки. На этом неприятности не кончились; двигатель в„– 4 вместе с пилоном также оторвался от правого крыла. Оба двигателя упали в озеро около селения Наарден.
Через несколько минут после взлета командир корабля вышел на связь с диспетчерами аэропорта и сообщил, что у самолета отказали два двигателя. Гидравлическая система в„– 2 полностью вышла из строя. Командир запросил для приземления полосу 27 в аэропорту Схипхолл. В 17.34 экипаж начал готовиться к экстренной посадке. Пилоты попытались аварийно слить топливо и развернуться на обратный курс, но тяги двух оставшихся турбин не хватило, чтобы дотянуть до ВПП. В«БоингВ» сначала медленно, затем все быстрее заваливался вправо. Экипаж полностью потерял управление самолетом.
В 17.35.42 В«БоингВ» с грохотом рухнул на два смежных одиннадцатиэтажных жилых дома в Бейлмер, предместье Амстердама, примерно в 13 км восточнее аэропорта Схипхолл. При падении лайнер задел верхние этажи и взорвался. По свидетельствам очевидцев, обезумевшие от ужаса люди выбрасывались из окон и разбивались о землю. Обломки самолета и здания оказались разбросаны на площади 400x600 м. От В«БоингаВ» остались лишь детали. Столь разрушительные последствия вызваны тем, что на борту В«БоингаВ» было 150 т топлива, от которых не успели избавиться перед аварийной посадкой.
По официальным данным, погибли 49 человек, включая экипаж и пассажира на борту 4X‑AXG. В то же время в прессе появлялись куда более страшные цифры — до 250 погибших. В этих домах проживали в основном иммигранты; однако, учитывая воскресный день, многие жильцы находились вне дома. К утру понедельника 5 октября из‑под завалов извлекли только 12 тел; 37 человек в тяжелом состоянии доставлены в больницу. Место трагедии посетила королева Беатрикс.
Эксперты амстердамского аэропорта и израильские официальные лица заявили, что теракт маловероятен, вЂ” речь может идти о технических неполадках. Упавший самолет построен в 1979 году, совершил почти 10 тысяч посадок и налетал 44 тысячи часов. По заключению специалистов, он был в хорошем состоянии.
Вероятная причина гибели израильского В«БоингаВ» — разрушение одного из разрыв‑болтов, крепящих двигатель к пилону. Эти болты имеют высокую нормативную прочность и могут сломаться лишь при запредельных нагрузках (как, например, во время посадки с убранным шасси). Скорее всего, прочность болта была нарушена из‑за усталости металла. На взлете болт сломался и В«БоингВ» потерял один из четырех двигателей. Затем по неустановленной причине отказала еще одна турбина, и многотонная махина рухнула на город. По результатам расследования катастрофы в США проведена ультразвуковая диагностика разрыв‑болтов на всех В«Боингах‑747В». Из 516 проверенных болтов 267 оказались некондиционными, а 27 имели трещины различной глубины.
В ту дождливую ночь, ставшую последней для экипажа разбившегося В«БоингаВ» и для многих жителей общины Бейлмер, никто и не предполагал, что так трагически закончившийся рейс положит начало странной истории, которая затянется почти на семь лет и в конце концов приведет к сенсационным разоблачениям.
Вопросы стали возникать сразу вслед за тем, как примчались пожарные. Место катастрофы сразу оцепили полиция и войска. Едва пожарные успели справиться с огнем, как их выставили за кольцо оцепления. Однако они все же заметили людей, одетых в спецформу, напоминающую скафандры, белого цвета, которые появились вслед за полицейскими и солдатами. Кто эти люди и что они искали на месте трагедии? Если В«черный ящикВ», то зачем им понадобилось облачаться в защитные костюмы? Репортеры, прибывшие на место падения В«БоингаВ», так и не получили убедительного разъяснения по поводу характера груза, следовавшего через Схипхолл в Тель‑Авив. Начальство аэропорта молчало, полицейские отделывались маловразумительными фразами, солдатам попросту запретили общаться с журналистами.
Около трех часов ночи в небо поднялся первый В«Боинг‑747В» из целой серии рейсов, срочно организованных американской транспортно‑экспедиторской компанией В«Юнайтед парсел сервисВ» (В«ЮПСВ»). Вслед за ним с небольшими промежутками взлетели еще несколько В«БоинговВ», вЂ” в их полетных заданиях конечным пунктом был указан Тель‑Авив. Все они имели на борту неизвестный груз, хранившийся до этого момента на складах авиакомпании В«Эль АлВ» в Схипхолле. Почему так срочно потребовалось отправить его к месту назначения именно в ночь катастрофы? Рейсы явно не плановые, поскольку стало известно, что полетные карты и задания не подготовлены заранее, а экипажи лихорадочно формировались представителями В«ЮПСВ» из летчиков нидерландской авиакомпании В«КЛМВ».
Так что же находилось на складах В«Эль АлВ» в Схипхолле? Что американцы и израильтяне пытались скрыть от голландских журналистов?
К утру следующего дня журналистам дали понять, что беспрецедентная спешка и секретность вызваны тем, что В«ЮЛСВ» занималась перевозкой оружия, в том числе ракет, из США в Израиль через Нидерланды. А поскольку за всей операцией якобы стояло Центральное разведывательное управление США, то становилось понятно, почему прессе сразу ничего не сообщили.
Инцидент с израильским В«БоингомВ» стал постепенно сходить со страниц голландских газет. Власти молчали, так и не ответив ни на один вопрос. В«Черный ящикВ» — расшифровка аудиозаписей, наверное, кое‑что прояснила бы, но он бесследно исчез.
С новой силой страсти вокруг катастрофы начали разгораться, по мере того как участились обращения к врачам жителей Бейлмера, а также служащих компании В«КЛМВ» и грузчиков, работавших на складах, где хранились обгоревшие части и остатки оборудования разбившегося В«Боинга‑747В». Все они жаловались на общее ухудшение самочувствия, боли в желудке, нарушение дыхания. Причину не могли установить ни сами больные, ни осматривавшие их доктора. Число пострадавших достигло 120 человек.
Примерно в середине 1998 года в руки журналистов голландской газеты В«НРК ХанделсбладВ» попал любопытный и одновременно пугающий документ — авианакладная: из нее следовало, что на борту В«БоингаВ», помимо боеприпасов, взрывчатых веществ и огнеопасных жидкостей, находилось 190 литров диметил‑метилфосфоната (ДММФ). Это химическое вещество — прекурсор, то есть сырье для изготовления боевого отравляющего вещества нервно‑паралитического действия типа зарин. По оценкам специалистов, такого количества ДММФ хватило бы для производства 270 кг зарина.
Много это или мало? Смертельная для человека доза этого отравляющего вещества при попадании его на кожу или в дыхательные пути равняется одной тысячной доле грамма! По оценкам специалистов Международной организации по запрещению химического оружия, расположенной в Гааге, для использования в оборонных исследованиях, вЂ” скажем, для опробования новых видов противогазов или противохимических костюмов — не требуется большого количества зарина. Зато почти три центнера отравы как раз годятся для проведения ее широкомасштабных полевых испытаний.
Теперь стала понятна лихорадочная деятельность В«ЮПСВ»: как можно скорее избавиться от опасного, компрометирующего груза, хранившегося на складах в Схипхолле. В этом были заинтересованы все участники разыгравшейся драмы: и американский отправитель смертельного груза — компания В«Солкатроник кемиклзВ», и экспедиторы из В«ЮПСВ», и израильские получатели. В качестве таковых в авианакладных значился Израильский институт биологических исследований, расположенный в районе Несс‑Сиона, в 20 км к югу от Тель‑Авива.
Позднее выяснилось, что, кроме ДММФ, на борту В«БоингаВ» находились также емкости с фтористым водородом и изопропанолом. Для изготовления зарина необходимо иметь четыре компонента, вЂ” три из них перевозились одним рейсом. Таким образом, можно говорить, что Израиль, не ратифицировавший Международную конвенцию о запрещении химического оружия, продолжал с помощью Соединенных Штатов вести разработки в области создания боевых отравляющих веществ.
Это подтолкнуло журналистов продолжать расследование, которое привело и к другим открытиям. Так, результаты анализа почвы на месте катастрофы показали, что на борту В«БоингаВ» находилось примерно 1000 литров еще одного химического вещества — трибутилфосфата. В таких количествах, как считают голландские специалисты, оно применяется только с одной целью — для получения оружейного урана и плутония. Кстати, в авианакладной трибутилфосфат не фигурировал.
Дело приняло серьезный оборот. Для расследования обстоятельств В«бейлмерской трагедииВ» осенью 1998 года была создана специальная парламентская комиссия. К марту 1999 года в ее распоряжении была уже масса документов и свидетельских показаний; в результате не только полностью подтвердились результаты журналистского расследования, но и вскрыты новые факты, связанные с катастрофой. Например, оказалось, что загадочные В«люди в беломВ» — это спецподразделение министерства обороны Нидерландов по ликвидации последствий применения химического, биологического и ядерного оружия. Следовательно, военные с самого начала знали, какой груз находился на борту самолета. Им также было хорошо известно об истинных причинах заболеваний среди персонала Схипхолла и жителей Бейлмера. Это подтвердил представитель военного ведомства Нидерландов. Когда журналисты спросили его, что шесть с половиной лет предприняло министерство обороны для компенсации нанесенного здоровью людей ущерба, офицер ответил: В«Почти ничего. вЂ” И, подумав, добавил: — Так нас просили американцыВ».
Правду скрывали отправитель и экспедитор опасного груза, перевозчик, начальство аэропорта Схипхолл, голландские военные.
Теперь на месте падения самолета в память о погибших стоит монумент, у которого каждый год в день и час катастрофы собираются их родные и близкие, а также те, кто в тот октябрьский вечер 1992 года оказался свидетелем трагедии, навсегда изменившей привычный ход жизни в тихом пригороде столицы Нидерландов.





















Реклама: