Столкновение DC‑8 и В«Локхид констеллейшнВ»


16 декабря 1960 года в небе над Нью‑Йорком столкнулись самолеты DC‑8 и В«Локхид констеллейшнВ». Погибли 126 пассажиров, а на земле — 8 жителей Нью‑Йорка.


16 декабря 1960 года в Нью‑Йорке с утра зарядил дождь. Однако это никак не сказывалось на работе двух городских аэропортов — Айдлуалд (ныне аэропорт имени Джона Кеннеди) и Ля Гардия работали с полной нагрузкой, на взлет и посадку. Диспетчеры из Нью‑Йоркского центра УВД вели пассажирские лайнеры к точке выхода на глиссаду, где их В«подхватывалиВ» диспетчеры из аэропортов. Они направляли самолеты в начало посадочной глиссады, затем выводили их точно в начало ВПП.
Диспетчер аэропорта Ля Гардия очень удивился, когда на экране локатора появилась засветка от неизвестного лайнера. Она довольно быстро начала сближаться с отметкой В«егоВ» самолета В«Локхид констеллейшнВ» авиакомпании В«Транс уорлдВ» (TWA), заходившего на посадку в Ля Гардию. Через несколько секунд обе радарные отметки соединились на экране и, ярко вспыхнув, моментально погасли. Не веря своим глазам, диспетчер попытался связаться с командиром В«ЛокхидаВ», но ответом ему была тишина.
Неизвестным самолетом оказался реактивный DC‑8 компании В«ЮнайтедВ». Столкновение произошло на высоте полтора километра прямо над военно‑воздушной базой Миллер Филд, расположенной на Стейтен Айленд. Реактивный лайнер врезался в поршневой В«Локхид констеллейшнВ» под прямым углом и снес ему верхнюю часть фюзеляжа. В«ЛокхидВ» вошел в отвесное пике и рухнул точно в центр авиабазы. Гибель 39 пассажиров и 6 членов экипажа самолета TWA была мгновенной.
В течение минуты пилоты DC‑8 пытались увести поврежденную машину в сторону аэропорта Айдлуалд, но тщетно. Разбрасывая по сторонам обломки и поливая округу керосином из пробитых баков, тяжелый В«ДугласВ» рухнул на центральную площадь Бруклина, одного из районов Нью‑Йорка. В момент страшной силы взрыва погибли не только 82 человека, находившихся на борту лайнера, но и 8 городских жителей.
На месте падения самолета вспыхнул пожар, с которым через несколько минут уже боролись пожарные Нью‑Йорка.
А диспетчеры Ля Гардии, Айдлуалда и Центра УВД еще ничего не знали о трагедии, разыгравшейся в небе Нью‑Йорка, и исступленно вызывали по радио уже погибших пилотов.
В этой самой крупной авиакатастрофе за всю историю гражданской авиации погибли 134 человека. Но дело не только в огромном количестве жертв, вЂ” мир шокировало, при каких обстоятельствах произошла трагедия: два пассажирских самолета, ведомые диспетчерами, столкнулись в тот момент, когда готовились к посадке, и где — прямо над Нью‑Йорком.
Катастрофа выявила несовершенство системы УВД Соединенных Штатов. Генерал Элвуд Квесада, первый администратор ФАА, принял решительные меры по реорганизации диспетчерской службы. Для того чтобы привлечь внимание общественности и конгресса к проблемам авиаторов и диспетчеров, он еще до начала официального расследования передал в газету стенограмму переговоров между Центром УВД Нью‑Йорка и авиадиспетчерами Ля Гардии и Айдлуалда. За это Квесада поплатился должностью, но цели своей достиг: специальная комиссия палаты представителей изучила положение дел в службе УВД Соединенных Штатов и выделила дополнительные средства на ее развитие.
Стенограмма переговоров — свидетельство неразберихи, царившей в небе над Нью‑Йорком в тот черный день — 16 декабря 1960 года.
Первым поднял тревогу диспетчер из аэропорта Ля Гардия. Когда с отметкой В«ЛокхидаВ» слилась засветка неизвестного самолета, а затем пропала связь с рейсом 266 авиакомпании В«Транс уорлдВ», он сразу вызвал Центр УВД.
Ля Гардия: По‑моему, у нас большие неприятности. Пока сигнала бедствия не было, но чей это реактивный самолет только что прошел от Престона (городок в окрестностях Нью‑Йорка; рядом с ним расположен одноименный радиомаяк. вЂ” И.М.) в сторону Флетбуша (район Бруклина. вЂ” И.М.)?
Центр УВД: От Престона к Флетбушу?
Ля Гардия: Да, он сейчас прямо над Флетбушем.
Центр УВД: Э‑э‑э… реактивный самолет? А вы не знаете, куда он направляется?
Ля Гардия: Не знаю. Похоже, мы потеряли контакт с одним из наших самолетов. Правда, я пока не уверен в этом.
Центр УВД: Вас понял. Оставайтесь на связи.
После этого диалога диспетчеры вернулись к своим экранам. Но пилот В«Локхид констеллейшнВ» упорно молчал, и через 12 секунд диспетчер из Ля Гардии вновь связался с Центром.
Ля Гардия: Все, теперь я точно знаю, что у нас серьезные проблемы. Потеряна связь с В«КонниВ», номер рейса, кажется, 266. Его курс пересекся с курсом неизвестного самолета, который двигался на северо‑восток по направлению от Престона к Флетбушу. Этот самолет сейчас находится примерно в полутора километрах от дальнего маркера Ля Гардии и продолжает лететь на северо‑восток.
Центр УВД: Вы имеете связь с неизвестным самолетом?
Ля Гардия: Нет, мы не можем с ним связаться, но видим его на радаре.
В эти мгновения DC‑8 уже падал. Встревоженный диспетчер Ля Гардии оповестил о случившемся свое начальство.
Ля Гардия: Я беспокоюсь за В«КонниВ». Его отметка пропала, на связь самолет не выходит. Скорее всего, он столкнулся с другим, неизвестным самолетом.
КДП Ля Гардии: Вас понял.
Теперь и диспетчер из аэропорта Айдлуалд потерял свой В«ДугласВ». И в эту секунду в его наушниках раздался голос коллеги из Ля Гардии.
Ля Гардия: Скажите, это ваш самолет сейчас находится над Флетбушем?
Айдлуалд: Подождите… нет, Ля Гардия, это не наш самолет.
Диспетчер из Айдлуалда ошибался — это был В«егоВ» лайнер. DC‑8 подходил к Нью‑Йорку на высоте 6000 футов (1800 м). Для того чтобы выйти в точку разворота на посадочную глиссаду аэропорта Айдлуалд, ему следовало снизиться до 5000 футов (1500 м) не позже радиомаяка Престон. Однако штурман В«ДугласаВ» ошибся в расчетах и реактивная машина перелетела точку поворота на 17 километров и оказалась прямо на пути В«Локхид констеллейшнВ».
Ля Гардия: Мы не можем связаться с одной из наших машин. Боюсь, с ней что‑то случилось.
Айдлуалд: Подождите, у нас на заходе был самолет.
Ля Гардия: Так. Какой тип вашего самолета?
Айдлуалд: DC‑8 компании В«ЮнайтедВ».
Ля Гардия: А высота? На какой он был высоте?
Айдлуалд: На высоте пять тысяч метров.
Ля Гардия: Господи! Наш тоже был на пяти тысячах! Мы потеряли контакт с В«КонниВ» и не знаем, где она теперь.
Диспетчеры Ля Гардии и Айдлуалда все еще надеялись, что произошло какое‑то недоразумение.
Комиссия по расследованию причин катастрофы всю вину за столкновение В«Локхид констеллейшнВ» и DC‑8 возложила на диспетчеров. Однако эта трагедия выявила бедственное положение американской службы УВД. До 1960 года диспетчер не имел права настаивать, чтобы самолет, который он В«ведетВ», находился в точно указанное время в строго определенном месте. В его задачу входило разведение машин по высоте, а непосредственно навигацией занимался экипаж. Катастрофа над Нью‑Йорком положила конец этому двоевластию. Теперь за все отвечал диспетчер.
Год 1960‑й — один из самых мрачных за всю историю гражданской авиации США. Количество погибших в авиационных катастрофах на 160 миллионов налетанных пассажирокилометров достигло 0, 638.
8 февраля 1960 года DC‑7B авиакомпании В«ИстернВ» вылетел из нью‑йоркского аэропорта им Дж. Кеннеди рейсом 663 в Ричмонд, штат Вирджиния. Навстречу ему шел В«Боинг‑707В» компании В«Пан АмерикэнВ», который возвращался в Нью‑Йорк из Пуэрто‑Рико. По высоте самолеты разделяло положенные 1000 футов (300 м), но, когда диспетчер приказал командиру DC‑7B развернуться на параллельный с В«БоингомВ» курс, из‑за ошибок в пилотировании, допущенных экипажем В«ИстернВ», самолеты слишком сблизились. Пытаясь избежать столкновения, пилоты обоих самолетов начали маневрировать.
В«БоингВ» и В«ДугласВ» разошлись буквально в нескольких метрах друг от друга. Казалось, самое страшное позади, но DC‑7B по невыясненным причинам вошел в крутую спираль и рухнул в Атлантический океан в 15 км от побережья Лонг‑Айленда. Командир самолета В«Пан АмерикэнВ» сообщил Центру УВД: В«Похоже, DC‑7 упал в воду. Мы едва разошлись с ним, а через минуту видели всплеск неподалеку от Джоунс БичВ». Все 84 человека на борту DC‑7B погибли. В«БоингВ» благополучно приземлился в аэропорту им Дж. Кеннеди.





















Реклама: