Су-39 (Су-25ТМ)

ШТУРМОВИК СУ-39 (СУ-25ТМ).

РАЗМЕРЫ.

Размах крыла 14,52 м,
длина самолета (со штангой ПВД) 15,33 м;
высота самолета на стоянке 5,20 м;
площадь крыла 30,10 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек.

ДВИГАТЕЛИ. Два ТРД Р-195 (2х4300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагаегся установка более мощных и экономичных ТРДД.
Емкость топливной системы увеличена до 4890 л.

МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:
максимальная взлетная 21500 (Су-25Т - 19500),
вес пустого самолета 10600,
нормальная взлетная 16500,
максимальная боевая нагрузка 6000 (Су-25Т - 4400),
топлива во внутренних баках 3840.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
Максимальная скорость (при нормальной нагрузке) 950 км/ч;
радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг:
- у земли 400 км,
- на большой высоте 900 км;
перегоночная дальность (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л) 2500 км,
рабочий потолок 10 000 м,
посадочная скорость 230 км/ч;
длина разбега (грунт/бетон) 600/550 м,
длина пробега (грунт/бетон) 600/700 м.

ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т "Восход", предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т.п), целеуказания и автоматического наведения УР, а так же для обесчения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входт круглосуточный автоматический прицельный комплекс "Шквал" (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровским измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации.
Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степени автоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от нее вводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении, затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чего система переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютер выбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первого захода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заход или, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управление самолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режиме составляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмерной подвижной цели на дальности 8 км - 0,6 м.
Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико телевизионный прицельный комплекс "Шквал-М", осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режиме сканирования.
Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени, между отдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, что позволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений.
Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона "Копье-25", являющаяся вариантом многоцелевой станции "Копье", установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет по широкому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация oт подвесной РЛС выводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углу приборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора - на ИЛС. Станция имеет зону обзора │40│, дальность обнаружения целей класса "истребитель" (ЭПР 5м2)- 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса "воздух-воздух" по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.
Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием.
Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностью до 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплекс обеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах.
Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят:
- станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2- 1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, её координат и дальности до нее;
- малогабаритная станция активных радиотехнических помex, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи;
- станция оптико-электронных помех "Сухогруз";
- устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона;
- авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. На месте кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над ним - отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена под топливный бак │3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм, а освободившееся пространство под кабиной занято БРЭО. Передняя опора шасси смещена влево от оси cимметрии на 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак.
Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7000 до 10 000 м.
Число точек подвесок - 11.
Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1115 кг.
Ресурс самолета:
установленный - 4500 часов;
до первого ремонта 1500 часов;
межремонтный 1500 часов.
Ресурс двигателя Р-195
установленный - 3000 часов;
до первого ремонта 1000 часов;
межремонтный 1000 часов.

ВООРУЖЕНИЕ штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет "Вихрь" ("Вихрь-М"), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят также противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П.
Возможно применение авиационных бомб АБ-100, АБ-250, АБ-500, РБК-250, РБК-500,ФАБ-500; ракет класса "воздух-воздух" ASM-M, ASM-M2, AAM-M, Р-73, P-72P, Р-27EР.
Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем.
Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25.
Неуправляемое бомбовое вооружение - до 32 боеприпасов калибром 100 кг или до восьми 250 или 500 кг. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Серийное производство самолета освоено на заводе в Улан-Удэ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал "противотанковый" штурмовик Су-39, предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточным оружием - ракетным комплексом "Вихрь" с лазерно-лучевой системой наведения.
Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться с малоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК "Радуга", однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК "Вихрь", способным применяться одноместным самолетом.
В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).
Работы по устновке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1982 году, рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1983 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УБ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер для статиспытаний (проводились в СибНИА). Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию из восьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г., а в 1994 году самолету было присвоено обозначение Су-39.
По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощное вооружение, новое БРЭО и усовершенствованньш комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет Су-25Т совершил первый полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собрана установочная партия из 12 штурмовиков Су-25Т. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ.
Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полет которого состоялся в 1996 году.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. П.О. Сухого.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
1. Бабак В.П., генеральный директор концерна "Штурмовики Сухого", 22.08.2001
Источник: aviaport.ru



















Реклама: