В«Боинг‑747В» взорван в небе над Атлантикой


23 июня 1985 года у побережья Ирландии разбился В«Боинг‑747В» авиакомпании В«Эйр ИндиаВ». Погибли 329 человек. Наиболее вероятная причина катастрофы — взрыв бомбы на борту.


Летом 1985 года в историю гражданской авиации вписана еще одна черная страница: произошла самая крупная катастрофа над водой.
23 июня В«Боинг‑747В» (В«бортВ» VT‑EFO) авиакомпании В«Эйр ИндиаВ» выполнял регулярный рейс 181 по маршруту Бомбей — Монреаль с промежуточной посадкой во Франкфурте‑на‑Майне и Торонто. Надо отметить следующую особенность: в Торонто начинался рейс 182, в то время как рейс 181 заканчивался в следующем пункте — Монреале. Таким образом, из Торонто в Монреаль часть пассажиров летела из Индии в Канаду, другие же, наоборот, в Индию из Канады.
Самолет в Индии назвали В«КанишкаВ», в честь индийского императора. Командир экипажа — капитан Ханс‑Сингх Нарендра, шесть дней отдыхал в Торонто, прежде чем занять левое кресло в пилотской кабине. Второй пилот Сатниндер Сингх Биндер, также капитан, в этом полете занимал правое кресло. Последним в кабину поднялся бортинженер Дара Думасиа. В экипаж входили также 19 стюардов и стюардесс.
В«БоингВ» вылетел из Торонто с двухчасовым опозданием. Дело в том, что еще 8 июня у лайнера В«Эйр ИндиаВ» во время взлета забарахлил один из двигателей и пилоты приняли решение вернуться в Торонто. Механики заменили двигатель на новый, любезно предоставленный компанией В«Эйр КанадаВ».
Теперь В«КанишкаВ» должен доставить неисправный двигатель для ремонта в Индию. Механики установили его в пятой гондоле, расположенной под левым крылом. Такой необычный способ транспортировки наиболее удобен. Максимальная приборная скорость при этом, правда, уменьшалась, но другие основные летные характеристики оставались в пределах нормы.
После небольшой стоянки в Монреале В«БоингВ» снова поднялся в воздух. В«КанишкаВ» вылетел из Монреаля в Бомбей. Маршрут полета предусматривал промежуточные посадки в Лондоне и Нью‑Дели. Расчетное время прибытия в аэропорт Хитроу — 8 часов 33 минуты. На борту В«БоингаВ» 307 пассажиров, большинство индийцы, собиравшиеся посетить свою историческую родину.
Перелет из Монреаля в Лондон занимал более шести часов, и в начале путешествия пассажирам предложили горячие обеды и напитки. Для тех, кто не хотел спать, показывали индийские фильмы, но большинство задремали под мерный гул моторов. Температура за бортом — минус 47 градусов. Лайнер летел выше кромки облаков, и пилоты могли наблюдать восход солнца.
Кроме задержки, связанной с транспортировкой отказавшего двигателя, рейс 182 проходил в обычном режиме. В«БортВ» летел через Атлантику на высоте 11000 м.
На подлете к Ирландии, в 07.05 (по Гринвичу), экипаж установил связь с Центром УВД в ирландском аэропорту Шеннон и сообщил о входе В«БоингаВ» (рейс 182) в зону ответственности Центра.
Бортовой магнитофон записал последние переговоры экипажа с диспетчерами.
07.08. Второй пилот капитан Биндер: В«Эйр ИндиаВ», сто восемьдесят два, доброе утро!
Шеннон: В«Эйр ИндиаВ», сто восемьдесят два, доброе утро. Код ответчика две тысячи пять, прием.
Капитан Биндер: Код три тысячи пять, я В«Эйр ИндиаВ», прошел пятьдесят один северной пятнадцать западной в семь ноль пять, эшелон полета триста десять, рассчитываю РПИ (район полетной информации. вЂ” И.М.) пятьдесят один северной ноль восемь западной в семь тридцать пять, следующий Банги.
Шеннон: В«Эйр ИндиаВ», Шеннон, вас понял. Разрешаю Лондон через пятьдесят один северной ноль восемь западной, Банги, верхний В«голубойВ» сорок Мерли, верхний В«красныйВ» тридцать семь Ибсли, эшелон полета триста десять.
Капитан Биндер: Вас понял.
Второй пилот дословно повторяет указание диспетчера.
Шеннон уточняет и подтверждает код ответчика — 2005.
Капитан Биндер: Да‑да, сэр, прошу прощения, код ответчика две тысячи пять, я сто восемьдесят второй.
В«КанишкаВ» летит со скоростью 519 узлов в час на высоте 9300 м.
07.10. В Центре УВД аэропорта Шеннон диспетчеры М. Куин и Т. Лейн ведут рейс 182 в числе прочих по воздушной трассе 11B‑40.
В 7.14 по Гринвичу, когда самолет находился примерно в 70 км от ирландского города Корк, в наушниках диспетчеров раздался щелчок включившегося передатчика, и в ту же секунду засветка индийского В«Боинга‑747В» пропала с экранов радаров. Никаких сигналов бедствия индийский экипаж передать не успел. Рейс 182 просто исчез. После нескольких безуспешных попыток выйти на связь с В«бортомВ» VT‑EFO диспетчеры подняли тревогу; уже в 7.30 развернуты поисковые работы.
Служба береговой охраны Великобритании обратилась ко всем судам, находившимся в месте предполагаемого падения В«БоингаВ», с просьбой о помощи в поисках пропавшего лайнера и спасении его пассажиров в районе 51 градуса с.ш., 15 градусов з.д. На этот призыв откликнулось несколько торговых и военных кораблей, среди них — В«Лаурентиан форестВ», В«Али БабаВ», В«КонтстейфтВ» и В«Вест АтлантикВ».
В 9.13 с борта сухогруза В«Лаурентиан форестВ» в штаб спасательной операции пришло неутешительное известие: на поверхности воды обнаружены обломки самолета и несколько трупов. Взрыв на борту В«КанишкиВ» вызвал декомпрессию внутри фюзеляжа и последующее разрушение лайнера. Обломки В«КанишкиВ» упали с высоты 9300 м в океан около Шеннона на двухкилометровую глубину. Стало ясно, что все 329 человек, находившиеся на борту индийского В«БоингаВ», погибли. По числу погибших эта катастрофа третья в истории гражданской авиации.
Координационный штаб развернули в ирландском порту Корк. В течение нескольких дней на поверхность подняли около 50 процентов останков самолета и 131 жертву этой страшной катастрофы.
Премьер‑министр Индии Раджив Ганди отдал распоряжение о создании комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы у побережья Ирландии. Государственный министр туризма и гражданской авиации Ашок Гехлот заявил, что причиной гибели людей в небе над Атлантикой В«мог быть взрывВ». На это, по его мнению, указывает характер разброса обломков самолета, который буквально рассыпался в воздухе. В«Мы не исключаем возможности саботажаВ», вЂ” подчеркнул он.
Капитан панамского грузового судна Э. Фрейдс показал, что в 7.16 по Гринвичу видел на высоте около 8 миль взрыв в воздухе: В«Самолет сделал два полных оборота вокруг своей оси, прежде чем развалитьсяВ».
Перед вылетом лайнера из Монреаля службы аэропорта изъяли из багажа три подозрительных чемодана. Но позже выяснилось, что никаких взрывных устройств там нет. При осмотре обнаружили утюг, радиоприемник и фен.
Через час после катастрофы лайнера В«КанишкаВ» в токийском аэропорту Нарита приземлился канадский В«Боинг‑747В» авиакомпании В«Канадиан пасифик эйрлайнзВ», выполнявший рейс 003 из Ванкувера; на борту было 390 пассажиров. Самолет из‑за сильного попутного ветра прибыл аэропорт Нарита на 10 минут раньше расчетного времени, в 14.15 по японскому времени.
Через сорок минут после того, как пассажирский багаж выгрузили, в одном из транспортных контейнеров, где находился багаж, сданный пассажирами в канадском аэропорту Ванкувер, взорвалась бомба замедленного действия. В результате погибли двое и тяжело ранены четверо служащих багажного отделения аэропорта; частично разрушено помещение.
Имелась ли связь между катастрофой индийского В«БоингаВ» и взрывом в аэропорту Нарита? На этот вопрос предстояло ответить следователям.
Комиссия Интерпола в составе представителей Индии, Канады, США, Англии и Японии начала расследование трагических инцидентов.
Однако комиссии долгое время не удавалось собрать веских доказательств, чтобы с уверенностью утверждать, что на борту В«БоингаВ» взорвалась бомба.
В то же время многочисленные обломки лайнера, которые помогли бы определить причину катастрофы, покоились на дне Атлантического океана, на глубине более 3000 м, и поднять их на берег казалось делом нереальным.
Помимо взрыва на борту, эксперты отрабатывали и другие версии. Они, к примеру, подвергли сомнению надежность конструкции В«Бонига‑747В». В прессе замелькали статьи, где проводились параллели между загадочными катастрофами британских В«КометВ» тридцатилетней давности и не менее загадочным разрушением в полете индийского В«БоингаВ». Репутация почти шестисот В«БоинговВ», любовно прозванных В«джамбоВ» (В«слонВ») и эксплуатировавшихся в 1985 году по всему миру, оказалась под угрозой.
Гибель индийского В«БоингаВ» над Атлантикой долго оставалась загадкой. Попытки собрать части рухнувшего лайнера продолжались. Задач усложнялась тем, что обломки лежали на большой глубине, разбросанные в радиусе 5 миль.
Дело продвинулось вперед, когда в район гибели индийского самолета вышло британское спасательное судно В«Гардлайн локейторВ», оснащенное самым современным гидролокационным оборудованием. Вскоре к нему присоединился французский укладчик подводных кабелей В«Леон ТевениВ» с дистанционно управляемой мини‑субмариной В«СкрабВ» на борту.
Уже 5 июля агентство Рейтер сообщило, что с помощью В«СкрабаВ» удалось обнаружить остатки самолета. Телевизионная камера зафиксировала десять крупных фрагментов самолета — среди них человеческие тела, вЂ” разбросанных на площади 4 кв. мили. После того как обнаружили хвостовую часть, с помощью подводного робота 9 и 10 июля удалось достать оба бортовых самописца.
Взвесив все В«заВ» и В«противВ», решили все‑таки попробовать поднять на поверхность обломки лайнера. Для этого предполагалось использовать спасательный корабль канадской береговой охраны В«Джон КаботВ», оборудованный мощными кранами. С его помощью засняли на видеокамеру обломки самолета — появились тысячи качественных фотоснимков.
К концу сентября разработан план подъема останков лайнера со дна Атлантики. Упорство моряков увенчалось успехом. Когда над палубой В«Джона КаботаВ» закачался на тросах поднятый с трехкилометровой глубины первый фрагмент обшивки фюзеляжа В«БоингаВ», все, кто присутствовали при этом событии, не выдержав, зааплодировали.
На борт судна подняли более двадцати фрагментов лайнера. И чем больше обломков попадало в руки экспертов, тем яснее становилось, что самолет разрушился в воздухе в результате взрыва. Эта версия стала основной после того, как члены следственной комиссии самым тщательным образом изучили фотографии заднего гермошпангоута, покоившегося на дне. Дело в том, что в том же году в Японии потерпел катастрофу еще один В«Боинг‑747В», причиной его разрушения стал бракованный гермошпангоут. На этот раз не выявлено ни малейших признаков усталостного разрушения металла, из которого изготавливалась эта деталь. Таким образом, конструкция В«Боинга‑747В» была реабилитирована.
В конце января 1986 года опубликован доклад канадского департамента по безопасности в авиации. Принимая во внимание имеющиеся в распоряжении комиссии факты и свидетельства, говорилось в нем, можно с большой долей уверенности утверждать, что катастрофа на борту индийского лайнера произошла из‑за взрыва бомбы в грузовом отсеке. Однако, подчеркивалось в докладе, бесспорных доказательств найти не удалось, хотя версия взрыва — наиболее вероятна.
Индийская сторона начала свое расследование сразу после катастрофы. В 1986 году официально заявлено, что на борту самолета компании В«Эйр ИндиаВ» взорвалась бомба, в результате лайнер разрушен.
Расшифровка показаний В«черных ящиковВ», произведенная в Бомбее, в Центре имени Бхабха 15—17 июля 1985 года в присутствии иностранных экспертов, показала, что самолет, выполнявший рейс по маршруту Торонто — Монреаль — Лондон — Бомбей — Дели, стал объектом диверсии. Находившиеся на борту чувствительные датчики зафиксировали на пленке взрыв в 7.13 утра, как раз в тот момент, когда самолет приближался к берегам Ирландии и экипаж вел переговоры с наземной диспетчерской службой. Не исключается возможность, что на борту самолета произошли два взрыва. Запись на пленке прервалась в тот момент, когда командир корабля передавал на землю характеристики полета. Может быть, первый взрыв вывел из строя электрическую систему.
Но кто взорвал самолет?
Основная версия, которую отрабатывала комиссия по расследовании причин катастрофы лайнера В«Эйр ИндиаВ», вЂ” теракт. Подозревали сикхских экстремистов, вЂ” они заметно активизировали борьбу с индийским правительством после штурма регулярными войсками главной святыни сикхов — Золотого храма в городе Амритсар.
Не одна, а сразу три экстремистские группы в США и Канаде взяли на себя ответственность за гибель индийского лайнера.
В индийском посольстве в Канаде незадолго до инцидентов раздались телефонные звонки от имени сикхских сепаратистов: грозили взорвать ряд самолетов В«Эйр ИндиаВ». Посольство Индии поставило об этом в известность канадские власти и просило обеспечить усиленную охрану самолетов В«Эйр ИндиаВ» в аэропортах Торонто, Ванкувера и Монреаля.
Индийская авиакомпания, учитывая угрозу захвата самолетов сикхскими экстремистами, создала свою службу безопасности, которая взаимодействовала с Королевской канадской конной полицией (КККП). Досмотр пассажиров проводился очень тщательно. Меры приняли, но, как оказалось, недостаточные.
Службы безопасности США подозревали, что к взрыву на самолете В«Эйр ИндиаВ» имеют отношение два террориста, готовившие покушение на Р. Ганди во время его визита в США и до сих пор не найденные ФБР. Лал Сингх и Аммана Сингх подозревались также в причастности к взрыву в багажном контейнере, выгруженном из прибывшего в токийский аэропорт Нарита В«Боинга‑747В».
Ответ на вопрос, кто это сделал, следовало искать в Монреале, Торонто или Ванкувере, где начинался рейс 003.
В конце июля полиция напала на след злоумышленников. При ознакомлении со списками пассажиров и компьютерными распечатками следователи обратили внимание на следующее обстоятельство: некто Л. Сингх прошел регистрацию в Ванкувере на рейс 003, но на борт В«Канадиан эйрлайнзВ» так и не поднялся. Л. Сингх также значился среди пассажиров рейса В«Эйр ИндиаВ» 301 из Нарита в Бангкок. Газета В«ИомуриВ» сообщила, что на остатках чемодана, в котором находилась бомба с часовым механизмом, взорвавшаяся в аэропорту Нарита, обнаружены отпечатки пальцев Лал Сингха.
Другой подозреваемый, Аммана Сингх, появился в Торонто в субботу. По прибытии туда индийского лайнера В«Боинг‑747В», потерпевшего катастрофу над Атлантикой, он зарегистрировался на рейс 182, но на борт В«Эйр ИндиаВ» так и не поднялся.
Багаж Л. и А. Сингхов был загружен в самолеты, на которых они не полетели.
В сентябре 1985 года в интервью индийскому журналу В«Иллюстрейтид уикли оф ИндиаВ» Фрэнк Кэмпер, непосредственно руководивший подготовкой террористов в диверсионном центре в американском штате Алабама, признал, что взрыв индийского самолета — дело рук сикхских террористов. Кэмпер сообщил, что обучавшиеся у него террористы, в том числе и Лал Сингх, разработали план уничтожения двух индийских пассажирских самолетов. Однако не удалось точно рассчитать время вылета самолета рейса Токио — Бомбей, и бомба взорвалась в багажном отделении токийского аэропорта.
Канадским судом Лал Сингх приговорен к длительному сроку заключения за теракт в аэропорту Ванкувера.
В 2001 году канадские власти предъявили обвинение Л. Сингху, отбывавшему срок в тюрьме Ванкувера, в организации взрыва самолета В«Эйр ИндиаВ» (рейс 182). Обвинение предъявлено за три дня до освобождения террориста.





















Реклама: