Як-141

Многоцелевой истребитель вертикального/короткого взлета и посадки Як-141

РАЗМЕРЫ. Размах крыла
- в развернутом положении 10,11 м,
- в сложенном положении 5,90 м;
длина самолета 18,36 м;
высота самолета 4,99 м;
площадь крыла 31,7 м2.


ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек.

ДВИГАТЕЛИ. На самолете установлен один подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 Московского НПО "Союз" (152,0 кН, 15500 кгс на форсаже; 88,3 кН, 9000 кгс без форсажа) и два подъемных ТРД РД-41 Рыбинского КБМ (2х40,2 кН, 2х4100 кгс).

МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг:
максимальная взлетная
- при разбеге 120 м - 19500,
- при вертикальном взлете 15800,
пустого снаряженного 11650,
максимальная нагрузка на внешних узлах подвески
- при разбеге 120 м - 2600,
- при вертикальном взлете 1000;
полный запас топлива во внутренних баках 4400, в подвесном конформном баке 1750.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
Максимальная скорость полета :
- у земли 1250 км/ч ;
- на высоте 10000-12000 м - 1800 км/ч.
Практический потолок - 15,0 км.
Боевой радиус действия при разбеге 120 м с нагрузкой 2 т - 690 км.
Дальность полета при разбеге 120 м с нагрузкой 1 т (подвесные топливные баки):
- на высоте 10000-12000 м - 2100 км,
- у земли 1010 км.
Дальность полета при вертикальном взлете (без нагрузки):
- на высоте 10000-12000 - 14000 км ;
- у земли - 650 км.
время барражирования на удалении 1000 км - 1,5 ч .
максимальная эксплуатационная перегрузка при 50%-м запасе топлива +7 ед.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Установлены импульсно-доплеровская РЛС, ИЛС и многофункциональный экранный индикатор на приборной доске. Имеются аппаратура РЭП, устройства выброса тепловых ложных целей или дипольных отражателей. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает ручное, директорное и автоматическое управление самолетом от взлета до посадки в любое время суток, в различных метеоусловиях на всех географических широтах. В его состав входят ИНС, радиовысотомер, автоматический радиокомпас, аппаратура спутниковой навигационной системы. Управление yгловым положением самолета в горизонтальном полете осуществляется с помощью аэродинамических поверхностей, на режимах взлета - висения и полета с малой скоростью - струйными рулями.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Высокоплан нормальной схемы с высокорасположенным складывающимся на стоянке крылом, двухкилевым вертикальным оперением, одним подъемно-маршевым двигателем в хвостовой части и двумя маршевыми двигателями за кабиной летчика.

ВООРУЖЕНИЕ включает встроенною пушку ГШ-301 (30 мм, 120 патронов). На четырех (а позднее на шести) подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР класса воздух-воздух (Р-77(РВВ-АЕ) или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя) и воздух-поверхность (Х-25, Х-31А или Х-35), пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. К началу 1990-х годов программа СВВП Як-141 находилась в стадии летных испытаний опытных образцов. Но из-за недостатка финансирования программа в настоящее время полностью заморожена.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Як 141 - первый в мире сверхзвуковой СВВП. Он предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренною боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. По мнению специалистов, в момент создания Як-141 опережал зарубежные разработки на 15-20 лет.
Программа самолета была начата в 1975 a и имела целью создание перехватчика KBBI для базирования на авианесущих крейсерах. Рабочее проектирование Як-141 началось в 1977 г. Построено четыре опытных самолета, из них два для летных испытаний, первый из которых впервые поднялся в воздух в марте 1987 г (летчик-нспытатель А. А. Синицын).
С 26 сентября 1991 г. испытания самолетов проводились на борту ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". 5 октября 1991 года один самолет потерпел аварию.
К лету 1992 г оба самолета выполнили более 250 полетов. В процессе испытаний А. А. Синицын установил 12 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета с грузом.
До замораживания программы планировалось установить лазерно-телевизионную систему, нашлемную систему целеуказания, форсировать подъемно-маршевый двигатель (до 171,6 кН, 17500 кгс), увеличить запаса топлива до 6000 кг с возрастанием максимальной массы самолета при взлете с разбегом до 21 500 кг, боевой нагрузки на внешних узлах до 4200 кг, дальности полета с коротким разбегом и нагрузкой 1 т до 2400 км, боевого радиуса действия с внешней нагрузкой 2 т до 900 км.
В 1995 г. между ОКБ им. А.С. Яковлева и американской фирмой "Локхид-Мартин" было подписано соглашение о совместных работах по технологии укороченного взлета и посадки в рамках программы JAST по созданию перспективного истребителя для ВВС США (ныне известен под шифром JSF). В соответствии с соглашением ОКБ им. А.С. Яковлева представило американской стороне информацию и результаты собственных многолетних исследований по СВВП, которые использовались при разработке демонстрационного самолета JSF.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им А. С. Яковлева.
Источник: aviaport.ru



















Реклама: